Создание маркетплейса
Технический ликбез
Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, — о том, что нужно знать основателям при создании маркетплейса.

Предприниматели сильны в своих идеях, но часто не имеют технических знаний в разработке сайтов и приложений. Из-за этого возникают трудности на всех этапах развития маркетплейса. В рамках обучающего курса провёл вебинар по базовым вопросам при создании маркетплейсов.
Узнайте стоимость
Оценим сколько будет стоить первая версия вашего проекта
Принцип первой версии

Первая версия приложения выполняет главную задачу процесса. В этой версии может не быть красивого дизайна или каких-то функций, удобных, но не принципиальных для основной идеи. Первая версия решает задачу, для которой пользователь скачивает приложение или заходит на сайт. Если говорить по-простому, то MVP — это тест, стоит ли дальше развивать тему или такая идея никому не интересна.

Правило 20 экранов
Если при проектировании в приложении получилось больше 20 экранов, то скорее всего, вы внесли в проект больше функций, чем это необходимо на первом этапе. Это не тотальное правило, но повод основательно задуматься.
Например, для доски объявлений нужны пять основных экранов:
  • Регистрация и авторизация.
  • Профиль.
  • Лента объявлений.
  • Создание объявлений.
  • Просмотр объявлений.

И дополнительные экраны, такие как переписка пользователей или уведомления, — уже опциональная вещь. Лучше сделать пять экранов и услышать от пользователей требования расширить функциональность, чем сделать 50 и после запуска понять, что 30 из них никому не нужны. 
Телефон
+7 917 823 27 48
почта
В формате видео
Проверка идеи

При запуске важно поставить гипотезы и средства измерения. Если за два месяца начнут использовать приложение 100 человек, то сколько средств это вам принесёт? Выгодно ли это и что сделать, если нет? Сколько нужно будет вкладывать средств, чтобы привлечь необходимое количество пользователей?

Важный момент, на который обращают внимание инвесторы, — сходимость юнит-экономики. Если объяснять дилетантски, то экономика сходится, если на каждый вложенный в маркетинг рубль сервис зарабатывает больше одного рубля.

Если гипотеза реализуется, то благодаря чему? Часто бывает, что основатель думает, что пользователям нужна одна функциональность, а приложение выстреливает совсем по другой причине. Как пример — YouDo, который начинался как сервис шуточных заданий. Здесь нужно не навязывать то, что было задумано ранее, а подхватить волну спроса.

Понять, из скольки экранов будет состоять приложение, сколько времени уйдёт на его разработку, и проверить часть гипотез можно ещё до создания приложения или сайта.

Как ни странно, проверка гипотез напрямую относится к техническому ликбезу. Можно поверить, что единственная гипотеза — это выстрелит сервис или нет, и с упоением тратить миллионы на разработку. Гипотеза должна быть простой, понятной и точно проверяться в короткие сроки.

Уверены в идее?
Узнайте стоимость реализации

Мы специализируемся на маркетплейсах услуг, как youdo, profi.ru, naimi.kz и досках объявлений, как Авито, но в узком сегменте. Напишите идею Вашего проекта, мы оценим сроки и стоимость

Стек технологий

Сайт

В большинстве случаев на первые несколько лет используется стандартный для веба стек: PHP + mySQL на какой-нибудь популярной CMS.

Для маркетплейсов сейчас есть готовые решения от «1С-Битрикс» (доски объявлений), Wordpress (доски и товарные маркетплейсы), CS-Cart (товарные маркетплейсы). Здесь важно оценить, во сколько вам обойдётся доработка под себя. Рекомендовал бы самостоятельно выбрать решение и уже на FL или в студиях оценить именно доработки под вашу идею. Это позволит существенно сократить бюджет на старте.

Если кажется, что ни одно готовое решение вам не подходит, нужно вернуться к первому пункту — можно ли упростить ваш проект? История о том, что ваша идея настолько уникальна, что нет даже примерных аналогов, вызывает больше вопросов, чем уверенности. Скорее всего, подобные проекты уже были, но что-то пошло не так. Вопрос в том, что именно и учли ли вы это у себя.

Приложения

По приложениям на рынке сформировалось три принципиальных подхода:
  • Нативная разработка.
  • PWA, webview.
  • Кроссплатформенная разработка.

Натив — это написание приложения с нуля, отдельно под iOS, отдельно под Android на родных Swift, Objective-C и Java. Чаще всего нативщики хвастаются скоростью работы и реализацией любой мыслимой функциональности, начиная от игры, заканчивая простеньким бизнес-приложением.

В целом они правы, но, само собой, 99% успеха в прямых руках программиста (помните, сколько грузилось приложение «Сбербанка» полгода назад?). Цена, соответствующая возможностям технологии.

PWA — мобильный сайт, на который можно перейти не из браузера, а при нажатии на иконку, как и в приложении. Webview — мобильный сайт, обёрнутый в приложение-контейнер. Стек самый дешёвый из всех трёх, так как вы покупаете веб-разработчика, которых на рынке очень много.

Ограничений в технологии достаточно много. Очень не многие могут грамотно работать с push (а в PWA — это не на всех устройствах возможно), GPS страдает, скорость загрузки зависит от соединения с сервером. Технология подойдёт для простеньких приложений, где нет большой нагрузки на сервер и само устройство.
Кроссплатформа — это когда приложение разрабатывается в одном стеке, а потом уже компилируется под iOS и под Android. Благодаря этому экономится время (работает один программист, а не два, как в нативе), что отражается на стоимости.

Из минусов я вижу ограничения по анимации и 3D-объектам. На мой взгляд, такое решение идеально подходит для бизнес-проектов, но не подойдёт для игр и подобных «тяжёлых» приложений с VR и AR.
Портфолио
Несколько маркетплейсов, которые мы уже запустили
ROSE BY CARTE NOIRE
Наиболее характерные для чешской кухни блюда — запеченная свиная рулька.
VERT BY CARTE NOIRE
Пиво, несомненно, является национальным чешским напитком. Некоторые сорта также известны за пределами страны.
JAUNE BY CARTE NOIRE
Как и французы, китайцы ценят гастрономию и употребляют в пищу очень многие местные растения и животных.
Процесс разработки

Маркетплейс — сложный продукт. Не получится один раз написать техзадание, забыть про разработчика и получить в конце полностью готовое идеально работающее приложение или сайт, приносящие прибыль.
В процессе разработки могут появиться дополнения и уточнения, которые не учли в самом начале, к которым нужно быть морально и финансово готовым. Поэтому в ИТ используют гибкие методологии управления проектами.

Суть их сводится к тому, что команда имеет общее понимание, что она реализует, а в процессе реализации:
  • Ставится задача на неделю.
  • Выполняется.
  • Отчёт перед оунером.
  • Возвращаемся к первому пункту — и так по кругу, пока проект не будет полностью готов.

Это делается для того, чтобы работа программиста была максимально прозрачной. Чтобы было сразу видно, где возникают трудности, где возможны временные задержки.


Поддержка и развитие после запуска

Затраты на программиста — постоянные, как и на маркетинг. Рынок развивается постоянно, и вам придётся регулярно делать обновления, доработки.

Работу программиста оплачивают двумя способами:
  • За фактические затраченные часы. Программист взял задание, сделал, сказал вам, сколько часов потратил, вы оплатили.
  • За выполненную доработку. Программист говорит вам фиксированную стоимость, и неважно, сколько времени займёт по факту.

В итоге, всё сводится к управлению риском «что, если не уложился в оценку?». В первом случае — риск на вас, и вы оплачиваете фактическое время. Можно сэкономить, если программист сделал всё быстрее оценки, но и дополнительно оплатить, если не уложился.

Во втором — цена фиксированная, но, как правило, выше оценки по ТМ. Если программист реально оценивает задачу в десять часов, он назовёт тринадцать (на всякий случай). Это не хорошо и не плохо — он тоже управляет своими рисками. Важно ответить себе на вопрос, что для вас выгоднее — заплатить меньше или зафиксировать бюджет, который не изменится.

Узнайте цену приложения

в течение часа

Мы специализируемся на маркетплейсах услуг, как youdo, profi.ru, naimi.kz и досках объявлений, как Авито, но в узком сегменте. Напишите идею Вашего проекта, мы оценим сроки и стоимость

О КОМПАНИИ


BrightMobile (ООО "Брайт Мобайл")

г. Тольятти, Фрунзе 14Б, БЦ "Квадрат", оф.242 (на карте)
ИНН 6321452112 ОГРН 1186313087102